Зачем нужен внешний тренер?
21.06.2017

Зачем нужен внешний тренер?

На сегодняшний день профессия бизнес-тренера, как инструмента :) кадровой политики уже прочно утвердилась и в сознании россиян, и в реалиях бизнес-процессов.

И действительно, руководители компаний, проводящих систематическое обучение в формате тренингов, уже по опыту знают, что это:

- Во-первых, экономически выгодно. Если говорить о непосредственной, основной цели обучения персонала – формировании навыков, то статистика красноречиво говорит сама за себя. Если рассматривать один из самых востребованных видов тренингов – тренинг продаж, то при хорошей работе профессионального тренера (грамотная предтренинговая диагностика, индивидуально «под заказчика» составленная программа,…) – отмечается рост продаж в среднем на 30%. Экономическая выгода работы бизнес-тренера для предприятия очевидна.

-Во-вторых, имеет место «побочный эффект» в виде повышения мотивации персонала. Продавцы-консультанты, сотрудники офисов, бухгалтера, менеджеры – все сотрудники, обучаясь на тренингах, получают возможность по-новому увидеть себя и свою работу, чувствуют большую вовлеченность, начинают работать с большим интересом.

Кроме того, сотрудники, которые регулярно повышают квалификацию, понимают, что она работают в современной компании, «шагающей в ногу со временем». И это тоже повышает приверженность компании.

Поэтому, для всех нас, с каждым днем все очевиднее становится необходимость обучения персонала, причем обучения на регулярной основе и один из наиболее эффективных видов – это обучение в форме тренинга.

Но, вызывает удивление, а порой и недоумение то, что все большее количество предприятий и организаций, имея в штате внутреннего тренера, обращается к услугам внешнего тренера. В чем же заключается этот феномен, есть ли необходимость во внешнем тренера, если наличествует штатная единица внутреннего тренера?

Как говорится, все познается в сравнении. Поэтому предлагаю простое сравнение «плюсов» и «минусов» и того и другого явления! Итак,

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

Внутренний тренер:

1. Особенности коммуникации

Плюсы:

- Знаком и хорошо знает   всех сотрудников.

Минусы:

- Иногда конформен, то есть, стремясь сохранить хорошие взаимоотношения может «уступать» там, где необходима твердая позиция.

2. Производственная эффективность

Плюсы: 

- Знает в деталях особенности продукта (услуги) и  специфику работы данной конкретной Компании в любой момент доступен, всегда «под рукой»

Минусы:

- В связи с «текучкой» у него меньше времени на повышение квалификации; меньше времени на чтение книг, посещение тренингов и семинаров. Также этому причиной и ограниченный бюджет внутреннего тренера.

Со временем его репертуар сужается, становится меньше идей, альтернатив-ных проектов, эффект «заезженной пластинки», снижается мотивация и со временем может наступить синдром выгорания.

3. Экономическая   эффективность

Плюсы:

- «Стоит» предприятию намного дешевле, чем внешний тренер. На первый взгляд, очень экономически выгоден.

Минусы:

- По всем вышеперечисленным причинам реальная себестоимость (эффективность) его тренингов со временем может снижаться.


Внешний тренер:

1. Особенности коммуникации

Плюсы:

- Достаточно независим. При необходимости может дать психологического «волшебного пенделя» участникам тренинга), чего не может себе позволить корпоративный тренер.

В своем отечестве пророка нет, а большое видится на расстоянии! Соответственно, внешний тренер имеет больший «вес», авторитет для участников и это способ-ствует качеству тренинга.

Минусы:

- Однократный тренинг дает навык, но для его закрепления обязательно последующее сопровождение; чтобы кто-то обеспечивал контроль применения  навыка.

2. Производственная эффективность

Плюсы: 

- Профессиональный тренер всегда (!!!) уделяет много времени и внимания предтренинговой подготовке (знакомство и уточнение запроса с работодателем-заказчиком для понимания желаемого результата «на выходе»; знакомство с участниками, при необходимости предварительное тестирование или встреча с участниками).

Кроме того, любой здравомыслящий тренер заинтересован в долгосрочном партнерстве и при необходимости отвечает на вопросы, консультирует, поддерживает отношения с Клиентами.

Минусы:

- Может не знать каких-то частных деталей-ситуаций, внутренних процессов Компании-заказчика.

3. Экономическая   эффективность

Плюсы:

- Не требует обеспечения рабочего места, оргтехники, начисления отпускных, расчета больничных, и т.д...

Помимо предтренинговой работы и самого  проведения тренинга, уважающий себя бизнес-тренер предоставляет отчет и, по возможности, рекомендации по дальнейшему закреплению-внедрению навыка. Таким образом, простой арифметический подсчет показывает, что стоимость тренинга складывается не только и не столько из количества часов проведенного тренинга. Большой пласт работы остается «за кадром».  Слагаемые это – «ДО», «САМ ТРЕНИНГ» и «ПОСЛЕ».

Минусы:

- «Стоит» предприятию дорого


Этот список можно еще долго и детально продолжать, но все равно и в том, и в другом случае  будут свои плюсы и минусы.

Таким образом, нельзя сказать, что лучше: внутренний тренер или лучше внешний. И тот и другой имеет свои преимущества и свои ограничения в работе. Самый лучший вариант, конечно «и того, и другого, и побольше»)))  Для обучения линейного персонала, там, где есть большие объемы обучения и необходимо посттренинговое сопровождение – самый правильный выбор -  внутренний тренер. Для эксклюзивных, редких тренингов, либо для обучения руководителей -  просто незаменим тренер-фрилансер.  Либо другой вариант:  внешний в связке с внутренним. Внешний тренер формирует навык, а внутренний методично регулярно закрепляет и контролирует применение новых навыков.

Справедливости ради должна сказать, что практически любой профессиональный бизнес-тренер (как внутренний, так и внешний) всегда обеспечивает «дополнительный бонус» - командообразующий эффект и  повышение мотивированности, лояльности и приверженности сотрудников Компании. Тут главное – не внешний или внутренний, а в том насколько тренер профессионален и компетентен. Но это уже большая тема отдельной статьи.

Таким образом, говоря словами известной песни: «Думайте сами, решайте сами…».   Возможно, Вы имеете свой взгляд на эту ситуацию, отличный от мнения автора.

В любом случае, искренне желаю процветания Вам и Вашему бизнесу!


Бизнес-тренер, психолог,

Победитель конкурса «Бизнес-тренер-Уфа-2012»

в номинации «Просто о сложном»,

Айгуль Валеева


Возврат к списку